Герцен А.Г.

 Украина. Крым. Таврический Национальный университет

 

Археологический аспект истории иудейской общины Мангупа

(Тезисы доклада на Седьмой Ежегодной Международной

Междисциплинарной конференции по иудаике)

 

1.      Письменные источники по истории иудейской общины Мангупа могут быть условно разделены на две группы: первую составляют свидетельства путешественников и юридических документов, датированные XVI-XVIII столетиями; вторую - хронографические приписки на полях рукописных книг из собрания А.С.Фирковича, хранящегося в Государственной Публичной Библиотеке России в Санкт-Петербурге, и эпиграфические памятники иудейского кладбища в ущелье Табана-дере на Мангупе. Выделение этих двух групп объясняется  значительным контрастом в хронологии текстов и их содержании.

Письменные источники первой группы дают представление относительно развития общины в XVI-XVIII столетиях. Автор первого описания Крыма, польский дипломат Мартин Броневский, посетивший Мангуп в 1578 г., сообщает, что: "там живет только один грек да несколько евреев и турков; прочее все приведено в ужасное забвение".

Согласно данным турецких дефтеров, иудейская община составляла в 1520 г. 48 семейств (приблизительно 670 человек), что составляло 28 % к христианской и мусульманской общинам; в 1542 г. - 35 семейств  (приблизительно 500 человек), 36 % ко всему населению. В 1638 г. там было 76 домов еврейских, 41 греческих,, и в 1649 г. - 68 еврейских, а греческих не значится, что соответствует и данным Г.Боплана.

В подробном описании Мангупа, составленном турецким путешественником Евлией Челеби (1666), что все иудеи здесь караимского вероисповедания, не знают кошрута и еврейского языка, говорят по-татарски, другие иудеи недолюбливают их. Основным занятием общины была обработка кожи, об этом же говорят и все дальнейшие путешественники.  После присоединения Крыма к России, иудеи оставили Мангуп, поселившись в Чуфут-Кале, Бахчисарай и Евпаторию.

2.   До опубликования предварительных результатов работ А.С.Фирковича и Д.А.Хвольсона в научной сфере, да и у самих караимов господствовало убеждение, что они появились в Крыму приблизительно в то же самое время что и татары, придя сюда из Персии и других восточных стран. Публикация эпиграфических памятников, вышеупомянутыми авторами поставила вопрос о значительном удревнении времени пребывания караимов в Крыму, что развязало бурную дискуссию, которая не закончились по сей день.

В отношении Мангупа по материалам Фирковича картина получалась  следующая. В 805 г. хазары отняли у готов, угнетавших местных иудеев, крепость Дорос. Около 840 г. хазары основали город Мангуп, где поселились сами хазары и иудеи из Таматарка (Тмутаракань).Всего "Авнэ-Зиккарон" приводятся 72 эпитафии из Мангупа с  866 до 1777 гг.

Начало непосредственного изучения иудейских памятников Мангупа обычно связывается с именем П.Кеппена, который осмотрел кладбище в 1833 г. и зафиксировал могильный камень с датой 5034 (1274 от Р.Х.).

В разгар полемики между сторонниками и противниками А.С.Фирковича, раскопки на Мангупе с целью поиска следов готов провел Ф.А.Браун. В 1890 г. он встретил здесь учителей феодосийской караимской школы, проводивших раскопки на иудейском некрополе в ущелье Табана-дере. Он сделал бумажные эстампажи с 7 надписей, датированных  от 875 до 983 от Р.Х., но не гарантировал их подлинность. Эти материалы были переданы Азиатскому Музею в Санкт-Петербурге и к сожалению не найдены до настоящего времени.

В 1912-1914 гг. византинист Р.Х.Лепер раскопал несколько погребений на этом кладбище и нашел скелеты с деформированными черепами и монетами V в. К сожалению,  определить местоположение этих раскопок пока не удалось. Сам исследователь связывал эти погребения не с иудеями, а с готами или аланами. Характеризуя кладбище в целом, он отмечал, что надписи на могильных камнях главным образом XV-XVII столетий, более древних мало".

В это же время в прессе происходило бурное обсуждение вопроса о принадлежности кладбища караимам или раввинистам, причем Лепер высказался в пользу вторых. Одним из его аргументов были результаты раскопок синагоги в верховьях ущелья. Здесь был обнаружен желоб водостока, истолкованный как свидетельство существования миквы. К сожалению, раскопки синагоги не были закончены из-за начала Мировой войны.

3.   Археологические исследования иудейских памятников, возобновились только в 1985 г. экспедицией Симферопольского государственного университета. Начиная с 1990 г. в исследованиях принимала участие группа из Института Иудаистики (Санкт-Петербург) под руководством Н.В.Кашовской. Раскопки на территории некрополя были проведены в 1985-86 гг., и продолжены в 1991 с участием О.Б.Белого, сотрудника Бахчисарайского музея. Эта работа продолжается и в настоящее время.

Периодизация истории Мангупа, основанная на данных многолетних раскопок и письменных источников в настоящее время представляется следующим образом:

1. Докрепостной период: (середина III - середина VI вв.), на плато были заселены в основном верховья ущелий. Население, главным образом, готы и аланы, среди которых постепенно распространялось христианствою.

2. Ранневизантийский крепостной период (VI - VIII вв.). Создание мощной системы обороны, возведение большой базилики в центре плато.

3. Хазарский период (конец VIII - первая половина IX в.). Кратковременный захват крепости хазарами, не отразившийся существенно на материальной культуре населения.

4. Фемный период (середина IX - X вв.). Возврат крепости  под власть Византии.

5. Период запустения(XI-X III вв.).

6. Раннефеодоритский период (XIV в.). Появление на плато городской застройки, формирование цитадели  на мысе Тешкли-бурун; в конце столетия город опустошен войском Тамерлана.

7. Позднефеодоритский период (1-я - 3-я четверти XV вв.). Возрождение княжества Феодоро реконструкция цитадели, дворца, базилики, строительство второй линии обороны.

8. Турецкий период (конец XV - 70-ые гг. XVIII вв.). После захвата турками (1475 г.), город постепенно приходит в упадок и полностью покидается жителями (караимами) в начале 90-ых гг. XVIII в.

Иудейский квартал в верховьях Табана-дере и вокруг руин большой базилики по данным археологических раскопок функционировал в XVI - XVIII вв. Что касается некрополя, то наиболее ранние памятники, не вызывающие сомнений в подлинности их дат, относятся к середине XV в. (надгробие Ефросинии) около оборонительной стены, возведенной  поперек ущелья в  1502 г.

Раскопками 80-90-ых гг. получен стратиграфический профиль западного склона ущелья. На участке исследований имелись могильные камни с датами 1026 г. с именем Мордехая сын Иакова, 998, 1008, 1632 гг., последний отсутствует в "Авнэ-Зиккарон". Стратиграфическая шкала выявлена следующая

Верхний слой - гумус, сформировавшийся после прекращения функционирования кладбища.

Второй слой - темно-серый суглинок, толщиной 0,2-0,4 м. С его поверхности были вырыты могилы. Доминирует материал XIV-XV столетий, то есть феодоритского периода.

Третий слой мощностью 0,2-0,9 м. - суглинок желтого цвета. В нем располагаются погребения. Археологический материал в слое подобен предыдущему. В отдельных местах участка раскопок прослежено еще от трех до четырех слоев, содержащих,  очень фрагментированный материал, датированный  IX-X вв. и более раннему периоду.

В выявленных могилах погребенные, лежали на спине, руки обычно лежат на костях таза или под ними. Умершие были захоронены в деревянных гробах, на что указывают находки железных гвоздей. Погребальный инвентарь весьма беден и связан с одеждой,  которая была на умерших.

Ситуация в районе раскопок может быть интерпретирована следующим образом. На склонах ущелья, вероятно, уже в IX-X вв. начинается строительство террас из ломаного камня. В XIV-XV вв. создается новый горизонт террас, для чего используются камни от конструкций более раннего периода. Вероятно, это была территория садов жителей столицы княжества, о чем есть свидетельство в источнике XIV в. (поэма иеромонаха Матфея около1395 г.).

Только после завершения функционирования террасы, и начала процесса их разрушения, здесь появляются могилы кладбища. Кладбищенская секция, содержащая памятники с эпитафиями от X до XVII вв., согласно археологическим данным функционирует в XV – XVIII вв.

Сайт создан в системе uCoz